С началом обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением (дислексия) и письмом (дисграфия).

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: "Б–П”, "Д–Т”, "К–Г”, "С–З”, "Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом. Диктанты, выполненные упражнения содержат множество грамматических ошибок. Дети – дисграфики не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. Нередко отказываются выполнять письменные задания. Постепенно у таких детей может развиться чувство собственной ущербности, депрессия.

Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.В настоящее время отмечается большая распространенность нарушений письменной речи у детей с задержкой психического развития. Большая часть таких детей характеризуется определенными особенностями интеллектуальной деятельности: сниженной познавательной активностью, отсутствием интереса и сосредоточенности при выполнении задания, неумением контролировать свои действия. Дети не анализируют инструкцию, не планируют свои действия в соответствии с заданием.У детей с задержкой психического развития скорость зрительного восприятия значительно ниже нормы. Они замечают значительно меньше зрительно воспринимаемых объектов, чем их нормально развивающиеся сверстники.Недостаточность зрительного восприятия приводит к бедности и недифференцированности зрительных представлений, что ограничивает возможности наглядно-образного мышления. Эти особенности зрительного восприятия не могут не оказать отрицательного влияния на овладение зрительными образами букв и цифр, что обуславливает большие трудности при обучении грамоте.Зрительное восприятие учащимися средств наглядности должно быть грамотно организовано: человек запоминает лучше то, на чем был зафиксирован его взгляд. В использовании любого вида средств необходимо соблюдать меру и пропорции, определяемые закономерностями обучения. Так, отсутствие или недостаточное количество средств наглядности снижает качество знаний, познавательный интерес, затрудняет восприятие и формирование образов предметов. Однако большое количество демонстраций скорее развлекает и отвлекает внимание учащихся от главного. Оптимальным считается 4-5 демонстраций за занятие.Особенности психического развития детей с задержкой психического развития не могут не отразиться на формировании такой сложной функции, какой является письменная речь.

Учитывая особенности таких детей, необходим не стандартный подход к наглядным материалам на логопедических занятиях по коррекции письменной речи.Мы говорим о новых информационных технологиях, которые стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.Компьютерные средства представляют для специалиста дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка. Необходимо совершенствовать процесс коррекционного обучения детей с задержкой психического развития, страдающих нарушениями письменной речи, при помощи компьютерных технологий (компьютерные развивающие игры, демонстрация тематических презентаций, коррекция дисграфических ошибок с помощью текстового редактора "Word” и т.п.)Например, при фронтальном опросе учащихся можно использовать презентацию в компьютерной программе «Power Point»: На первом слайде появляется сначала слово «предлог». Логопед задает вопрос: «Что такое предлог?». После ответов учащихся появляется определение понятия «предлог».На втором слайде появляется надпись «Предлог пишется с другими частями речи». Учащиеся договаривают правило самостоятельно – «раздельно». Таким образом, младшие школьники с задержкой психического развития непосредственно участвуют в образовании наглядного материала, могут проверить верность своих ответов, прочитав текст слайдов.Такое оформление наглядного материала повышает познавательную деятельность, увеличивает скорость зрительного восприятия младших школьников с задержкой психического развития.В настоящее время необходимость разнообразить речевую практику ребенка, у которого есть трудности в письменной речи, - одна из наиболее сложных и важных задач, стоящих перед учителем-логопедом. Помочь решить эту задачу может компьютер.Логопедические занятия по исправлению дисграфии можно вести с помощью "Word” - текстового редактора. Поскольку у детей дисграфиков очень часто формируется напряжение, страх письма, а также нежелание совершенствовать навыки чтения, занятия на компьютере частично снимают эти проблемы, не превращая занятия в бесконечный процесс письма и переписывания. Работа на компьютере разнообразна и привлекательна, поэтому вызывает положительный эмоциональный настрой, что является залогом успеха. Работа в текстовом редакторе напоминает урок обучения грамоте – поиск нужной клавиши сначала затягивается во времени и сопровождается проговариванием вслух, артикулированием каждого звука.Таким образом, при работе включается речеслуховой анализатор, речедвигательный анализатор, зрительный анализатор. Двигательный анализатор включается на уровне движения пальцев по клавишам, что способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. По мере впечатывания букв, слогов, слов, фраз ребенок имеет возможность проследить строку слева направо, что важно для дисграфика. Для каждого ребенка важно увидеть конечный результат выполненной им самостоятельно или с помощью взрослого работы. Учитывая это, набранный текст можно отпечатать с помощью принтера или лучше записать его правильный вариант в тетрадь.Таким образом, компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей с задержкой психического развития, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование разных компьютерных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

.Примеры заданий для работы с компьютером.

1. Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

Основная задача – использование языкового анализа и синтеза (научиться определять количество, линейную последовательность слов, место слова в предложении, отграничивать речевые единицы, понимать причинно-следственные связи в предложении). Предлагаются следующие виды заданий:

- разделить записанные без пробелов между словами предложения, определить количество слов и пробелов между ними, грамотно оформить предложение, впечатать заглавную букву и точку; уМашибылмишка девочкалюбиласвоегомишку онасшилаемуштанишкивгорошек - сократить распространенное предложение на одно–два–три слова до грамматической основы; На улице шел холодный дождь. Шел дождь. - распространить предложение на одно–два–три слова; Мальчик бегает. Мальчик быстро бегает. Маленький мальчик быстро бегает. - изменить порядок слов в предложении; Маша пошла в лес за грибами. Маша пошла за грибами в лес. - изменить одно слово в предложении; Бабушка вяжет платье. Бабушка шьет платье. - «вычеркнуть» (удалить) неверное по смыслу предложение; Наступила осень. Птицы улетают на юг. Распускаются почки. Идет дождь. - объяснить причины и цели указанного в предложении действия; составить из двух предложений одно; - исправить ошибки в предложении; - дифференцировать написание предлога и приставки. Работая с этим файлом, дети учатся: - вводить заглавную букву, пробел, точку, запятую, вопросительный и восклицательный знаки; - удалять, вставлять и перемещать знаки, слова, предложения; - исправлять ошибки.

2. Коррекционная работа на лексическом уровне.

Основные задачи – обогащение и систематизация словаря, создание морфологических обобщений.

Предлагаются следующие виды заданий:

- подобрать имена прилагательные к именам существительным (составить словосочетания); Яблоко (большой, большая, большое). Яблоко большое. - угадать по именам прилагательным имена существительные; Большой, косолапый, коричневый - медведь - подобрать глагол к имени существительному и наоборот (составить предложение); Рыба (ходит, ползет, летит, плывет). Рыба плывет. - образовать единственное и множественное число имен существительных; Дом – дома, яйцо – яйца, ухо – уши. - образовать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; Чашка – чашечка, жук – жучок. - образовать сложные слова; - выбрать из ряда слов синонимы (антонимы) к заданному слову; - составить словосочетания со словами-омонимами, с многозначными словами.

3. Коррекционная работа на уровне буквы.

Основная задача – развитие звукового (фонематического) анализа и синтеза.

Работа с заданиями, предложенными здесь, напоминает работу с перфокартами: в текст заданий ребенок должен впечатать буквы, слоги, слова-паронимы. В данный момент задания включают лишь наиболее часто смешиваемые пары букв (п-б, д-т, к-г и др.)

Данное задание можно еще выполнять с помощью компьютерных игр по развитию речи: с помощью «мышки» положить картинки, в названиях которых есть заданные звуки, в определенные корзинки (картинка ЛОСЬ перемещается в корзинку, на которой написано Л и т.д.).Разработки в этом направлении будут продолжены, задания в дальнейшем будут уточняться, дополняться, поскольку внедрение новых форм взаимодействия с детьми не происходит мгновенно, а требует кропотливой, настойчивой, целенаправленной методической работы.Работа в программе «Word» имеет свои неоспоримые преимущества, и при наличии компьютера она может и должна быть использована учителями-логопедами общеобразовательных (коррекционных) школ для успешного преодоления как трудностей и нарушений в формировании письменной речи, так и дисграфии и дислексии у учащихся.