Рекомендации

логопеда по развитию речи у детей с синдромом Дауна

на начальных этапах её формирования

Следует знать и учитывать анатомо-физиологические особенности детей данной категории:

-         Плоское анемическое лицо со слабой мышечной мускулатурой;

-         Приоткрытый рот с повышенной саливацией;

-         Увеличенный язык (макроглосия), вялый и бороздчатый;

-         Готическое, аркообразное небо; на фоне общей гипотонии снижена подвижность небной занавески, что выражается в хриплости и гнусавости голоса.

     Изучение гласных звуков, их громкая артикуляция, пение и проговаривание на твердой звуковой атаке, способствует тренировке небной занавески.

     Правильное произношение гласных звуков является основой чистого, понятого для окружающих проговаривания слов и слогов.

     Подготавливая артикуляционный аппарат к изучению гласных звуков, в игровой форме выполняем следующие упражнения:

                  Звук «А»  - «Покорми птенцов»: под. сет «раз», «два» открываем и закрываем рот. Имитационные игры: «Укачиваем куклу», «В гостях у Айболита»

                  Звук «У» - «Сделай хоботок»: губки вытягиваем в трубочку. Имитационные игры: «Паровоз», «Одинокий волк»

                  Звук «О» - «Окошко»: открываем и закрываем рот, губы в форме овала. Имитационные игры: «Обидел мишку», «Поймал большую рыбу»

                  Звук «И» - «Веселый лягушонок»: губы растягиваем в улыбку, зубки видны. Имитационные игры: «жеребенок», «Упрямый ослик» сочетание: ИА

                  Звук «Ы»

Имитационная игра: «Испугались волка»

                  Звук «Э» - «Рот смеется»: рот открываем, имитируем смех.

Имитационная игра «В горах»

     Вызвав и отработав правильное произношение гласного звука, сочетаний: ау, уа, иа, знакомим детей с буквами: А, У, О, И, Э. Составляем из них слоги.

     Помогают сделать плавный переход от изучения звука к букве мои авторские стихи:

Буква «А»

Буква «А» с утра поет,

Широко открыв свой рот.

 

Буква «У»

Песню буква «У» тянула,

Губки в трубочку свернула.

 

Буква «О»

Буква «О» удивилась»

В бублик с маком превратилась.

Буква «И»

Как красиво посмотри

Улыбнулась буква «И».

 

Буква «Ы»

Скалит зубы буква «Ы»

Серый волк скорей беги.

 

     Развивая плавный выдох вводим в занятие упражнение «Понюхай цветок»: глубокий вдох, на выдохе «а,а,а…».

     Развивая общую моторику рекомендуем следующие упражнени, где слова произносятся с определенными движениями (по смыслу)

АУ

В лес, ребята, мы пойдем,

Ягод много соберем.

Потерялись мы в лесу,

Все кричат: АУ!АУ!

 

УА

Плачет Анечка с утра,

Лишь кругом: УА! УА!

 

ИА

Ослик наш кричит: ИА!

Повторите детвора.

     Чтобы занятия были интересными и результативными, необходимо подавая материал тщательно обыгрывать, используя яркие рисунки, картинки, игрушки. Занятие проводить эмоционально, в форме увлекательной игры.