Рекомендации
логопеда по развитию речи у детей с синдромом Дауна
на начальных этапах её формирования
Следует знать и учитывать анатомо-физиологические особенности детей данной категории:
- Плоское анемическое лицо со слабой мышечной мускулатурой;
- Приоткрытый рот с повышенной саливацией;
- Увеличенный язык (макроглосия), вялый и бороздчатый;
- Готическое, аркообразное небо; на фоне общей гипотонии снижена подвижность небной занавески, что выражается в хриплости и гнусавости голоса.
Изучение гласных звуков, их громкая артикуляция, пение и проговаривание на твердой звуковой атаке, способствует тренировке небной занавески.
Правильное произношение гласных звуков является основой чистого, понятого для окружающих проговаривания слов и слогов.
Подготавливая артикуляционный аппарат к изучению гласных звуков, в игровой форме выполняем следующие упражнения:
Звук «А» - «Покорми птенцов»: под. сет «раз», «два» открываем и закрываем рот. Имитационные игры: «Укачиваем куклу», «В гостях у Айболита»
Звук «У» - «Сделай хоботок»: губки вытягиваем в трубочку. Имитационные игры: «Паровоз», «Одинокий волк»
Звук «О» - «Окошко»: открываем и закрываем рот, губы в форме овала. Имитационные игры: «Обидел мишку», «Поймал большую рыбу»
Звук «И» - «Веселый лягушонок»: губы растягиваем в улыбку, зубки видны. Имитационные игры: «жеребенок», «Упрямый ослик» сочетание: ИА
Звук «Ы»
Имитационная игра: «Испугались волка»
Звук «Э» - «Рот смеется»: рот открываем, имитируем смех.
Имитационная игра «В горах»
Вызвав и отработав правильное произношение гласного звука, сочетаний: ау, уа, иа, знакомим детей с буквами: А, У, О, И, Э. Составляем из них слоги.
Помогают сделать плавный переход от изучения звука к букве мои авторские стихи:
Буква «А»
Буква «А» с утра поет,
Широко открыв свой рот.
Буква «У»
Песню буква «У» тянула,
Губки в трубочку свернула.
Буква «О»
Буква «О» удивилась»
В бублик с маком превратилась.
Буква «И»
Как красиво посмотри
Улыбнулась буква «И».
Буква «Ы»
Скалит зубы буква «Ы»
Серый волк скорей беги.
Развивая плавный выдох вводим в занятие упражнение «Понюхай цветок»: глубокий вдох, на выдохе «а,а,а…».
Развивая общую моторику рекомендуем следующие упражнени, где слова произносятся с определенными движениями (по смыслу)
АУ
В лес, ребята, мы пойдем,
Ягод много соберем.
Потерялись мы в лесу,
Все кричат: АУ!АУ!
УА
Плачет Анечка с утра,
Лишь кругом: УА! УА!
ИА
Ослик наш кричит: ИА!
Повторите детвора.
Чтобы занятия были интересными и результативными, необходимо подавая материал тщательно обыгрывать, используя яркие рисунки, картинки, игрушки. Занятие проводить эмоционально, в форме увлекательной игры.