Структура занятий по информатике
Занятия по информатике я строю таким образом, чтобы помочь детям научиться общаться с компьютером, заинтересоваться информатикой, закреплять знания, уже полученные на повседневных занятиях и найти ответы на вопросы, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни. Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, должны быть доступны для понимания, что даёт возможность ребенку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха, что особенно важно для развития полноценной личности. Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа, компьютерная игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры.
Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. Помимо компьютерных игр на занятиях возможно использование различных логических заданий, что даёт в комплексе наиболее высокий результат. В компьютерных играх дети оперируют в основном символами и знаками, поэтому им должны предшествовать игры с реальными предметами, игрушками. Важно знать, что использование ребенком компьютера не цель, а средство воспитания и развития творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Конечно, ребенок должен прежде всего научиться управлять компьютером, понимать символы, принятые в компьютерных играх (интерфейс).
Когда компьютер будет ребенку понятен, тогда с посредством игровых программ и будут достигаться необходимые воспитательные и образовательные цели.
Задачи :
1. Интеллектуальное и познавательное развитие: формирование способности к пониманию и решению интеллектуальных задач, перевод внешних мыслительных действий во внутренний план; развитие высших психических процессов: восприятия, внимания памяти; развитие ассоциативного, образного, пространственного мышления; развитие сенсомоторных способностей; пополнение математических знаний и умений; пополнение словарного запаса и развитие речи; расширение представлений об окружающем мире.
2. Развитие творчества: развитие художественных способностей; развитие творческих способностей.
3. Развитие компьютерных умений: развитие навыков управления компьютером; развитие умения понимать интерфейс игровых программ; развитие мелкой моторики рук; развитие пространственного мышления; пополнение знаний об устройстве компьютера.
В работе с детьми опираюсь на следующие принципы:
1. От элементарного управления компьютерной программой к более сложному.
2. От постоянного руководства к самостоятельной работе.
3.Чередование самостоятельной работы детей, работы в парах и фронтальной работы.
4. Частая смена видов деятельности.
5. Тесная связь компьютерной игры с дидактической.
6. Подбор игр и заданий, имеющих различную степень сложности.
Структура проведения занятия .
При построении занятия учитываются возрастные психические и физические особенности детей. Занятие проводится индивидуально или с группой из 3 человек, длится 30 минут. Каждое занятие комплексное. Оно включает в себя III этапа.
I этап – подготовительный. Идет погружение ребенка в сюжет занятия, период подготовки к компьютерной игре через развивающие игры, беседы, которые помогут ему справиться с поставленной задачей. Включается гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного, моторного аппарата к работе.
II этап – основной. Включает в себя овладение способом управления программой для достижения результата и самостоятельную игру ребенка за компьютером.
III этап – заключительный Необходим для снятия зрительного (проводится гимнастика для глаз), мышечного и нервного напряжений ( физ.минутки, точечный массаж, расслабление под музыку). Продолжительность каждого этапа занятия: 1 этап – 10 минут, 2 этап – 15 минут 3 этап – 5 минут.
После каждого занятия проветривание помещения.