Упражнения на развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности

• Нарисуйте на листе силуэт машины, человека, дома, снежинки. Попросите ребенка вырезать его по контуру и раскрасить. Можно вырезать цветок из открытки, животное с картинки и т.п.

 • Можно попросить малыша вырезать из бумаги (по вашему контуру) ежа и ручкой или карандашом быстро натыкать ему точки-иголки.

• Попросить ребенка выложить из веревочки контур домика.

 • Возьмите лист бумаги и, сложив его, вырвите посередие кусок. Затем расправьте лист и попросите малыша обести прорубь и обнести ее забором, чтобы туда никто не упал. Если отверстие получится квадратное, можно попросить нарисовать дом так, чтобы окно находилось в центре.

• Следите, чтобы форма и размер соблюдались. Также можно нарисовать галочку V и сказать, что это птичка села на страницу, и пусть сюда прилетит еще много-много таких же птичек.

• Положите на пол лист бумаги. И жалобным голосом сообщите, что он плачет и просит, чтобы малыш поднял его большим и указательным пальцами, указательным и средним и т.д.

• Пусть малыш закроет глаза и попытается определить, какая из книг тяжелее. А потом, выбрав, допустим, более легкую, найдет ее среди других книг (только на ощупь, с закрытыми глазами).

 • На ощупь можно определять, какая игрушка находится в руках, какой предмет теплее, какая поверхность шершавее.

• Попросите ребенка прислушаться к стуку сердца.

• Попросите малыша оглянуться вокруг и назвать все круглые (или зелёные, или..) предметы.

• Скажите ребенку, что будете на что-то смотреть, а он должен угадать, на что именно. Можно меняться ролями.

• Поиграйте в игру, где взрослый называет различные цифры, а ребенок, услышав цифру 5, например, хлопает в ладоши.

• Договоритесь о том, что если вы ладошку сожмете - малыш должен мяукнуть, а если разожмете — гавкнуть.

• Попросите ребенка повторять все ваши движения, кроме хлопка.

• Называйте различные предметы. Если малыш услышит название летающего предмета, пусть поднимет руки вверх, а если нелетающего - хлопает в ладоши (или барабанит по коленям).

• Игра без слов. Попросите ребенка дать вам столько фишек, сколько раз вы поморгали (прохлопали в ладоши). Или сформулируйте задание так: «Чтобы фишку получить, нужно рот 5 раз открыть» и т.п.

 • Возьмите две игрушки, например, кошку и собачку. Объсните малышу правила игры: если вопрос будет задаать кошка, отвечать надо только «да», а если собачка только «нет» (варианты вопросов: «Хочешь конфету?», «Пойдем в цирк?», «Ты мороженое любишь?» и т.д.).

 • Показывайте карточки с изображениями животных или просто называйте их, а ребенок пусть озвучивает.

 • Разбросайте по полу разноцветные бумажки и попросите малыша собрать, например, только желтые, потом 4 красные и 6 желтых и т.д.

 • Вырежьте из бумаги пары полосок разной длины, и пусть ребенок подберет соответствующие пары.

 • Игра с запретными словами. Скажите малышу, что «да» и «нет» говорить нельзя. Задавайте ему вопросы, типа: «Вода мокрая?», «Ты мальчик?», «Небо голубое?» и т.д. А между ними задавайте вопросы, не предполагающие отеты «да» и «нет»: «Какого цвета небо?», «Когда идет снег?» и т.д. Следите, чтобы ребенок не произносил «заретных» слов.

 

• По дороге в магазин показывайте малышу различные окружающие предметы и произносите соответствующие слова (предупредите, что потом их все нужно будет повторить): дом, дерево, дорога, скамейка, куст, старушка, собака, машина, птица, сумка. После магазина попросите ребенка вспомнить все слова. В следующий раз можно попросить вспомнить все, что кроха видел по дороге домой.

• Посадите 6 игрушек на стол и попросите ребенка запомнить, в каком порядке они сидят. Когда малыш отвернётся, уберите некоторые игрушки или поменяйте их места ми. Пусть ребенок догадается, что изменилось.