Полезные игры
Игра – основной и ведущий вид деятельности детей. В игре и через игру часто сложное становится для детей доступным, понятным, ясным и интересным. Игра это основное и любимое занятие всех детей.
Игры не только чему-либо учат детей, но и дают возможность отдохнуть от одного вида деятельности, или переключится на другой вид деятельности, а так же носят функцию оздоровления. К таким играм можно отнести пальчиковые игры, подвижные игры и физкультминутки. В процессе такой незатейливой подвижной игры дети знакомятся со своим телом, узнают ритм и красоту слова.
Физкультурная минутка как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми на занятиях нашего Центра.
Цель проведения физкультурной минутки — повысить или удержать умственную работоспособность детей на занятиях (по развитию речи, мелкой моторики и т. п.), обеспечить кратковременный активный отдых для детей во время занятий, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Физкультминутки подбираются с учетом содержания занятия, особенностей возраста и развития детей. Так как сейчас, и актуальной являются тема изменения, происходящих в природе, в частности в лесу, то, например, по теме «Лес. Грибы. Ягоды» можно использовать следующие виды игр.
Пальчиковые игры
«Ягодки»
Чуть приподнимите перед собой руку, так чтобы расслабленная кисть оказалась приблизительно на уровне лица. Пальчики расслаблены, свисают в низ.
С ветки ягодки снимаю
Пальцами другой руки поглаживаете каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю.
Обе ладошки складываете перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко.
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрываете другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко.
Я поем еще чуть-чуть.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достаем воображаемые ягодки и отправляем их в рот.
Легким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
Загибаем по очереди пальчики.
В лес пойдём мы погулять.
Обе руки «идут» пальчиками по коленкам.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём.
Загибаем по очереди пальчики.
«Грибы»
На полянке – толстячок.
Правая рука сжата в кулак и поднята перед собой.
Белый гриб – боровичок.
Ладонь левой руки накрывает кулак правой.
А под ним, дрожа немножко,
Левая рука остаётся, правую убираем.
Подняла улитка рожки.
Указательные и средний пальцы правой руки подняты, большой палец придерживает остальные, можно слегка повращать рукой.
Физкульминутки
«В лесу»
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
(Все действия выполняются в соответствии со словами).
«За грибами»
Все зверушки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Дети идут в хороводе.
Белочки скакали,
Рыжики срывали.
Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы.
Лисичка бежала,
Лисички собирала.
Бегут, собирают воображаемые грибы.
Скакали зайчатки,
Искали опятки.
Скачут стоя, «срывают» грибы.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой.
«В лесу растет черника»
А в лесу растет черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать
Приседания.
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.
Ходьба на месте.