Что такое методика Монтессори
Сегодня достаточно многие садики, оглашая весь список своих преимуществ перед другими «конкурентами», довольно часто называют методику Монтессори. Но для родителей чаще всего это лишь пустой звук, не означающий ровным счетом ничего. Мы уже писали про Десять постулатов о детях от Марии Монтессори, сегодня есть смысл разобраться в том, что представляет собой эта методика Монтессори.
Детская мудрость
Сегодня все больше можно услышать теорий, твердящих, что ребенок намного мудрей своих родителей и сам знает, чем ему заниматься, как развиваться и расти. В свою очередь, взрослые препятствуют такому гармоничному развитию личности малыша, насильно загоняя его в определенные рамки, которые, на их взгляд, более разумны. Но так ли это?
Педагогика по-итальянски
Мария Монтессори — известная среди педагогов итальянка, которая проанализировав свой богатый опыт общения с детьми, определила основные принципы гармоничного развития личности ребенка на разных периодах его жизни. Основа этой теории – обращение к индивидуальности ребенка, его самобытности и уникальности характера, способностей и т.д. Звучит, конечно, впечатляюще, но не очень понятно. Поэтому стоит заметить, что в методике Монтессори основным принципом воспитания ребенка считает его самостоятельность, способность думать и решать самому. То есть, фактически, ребенок сам выбирает себе средства для своего развития. Конечно, далеко не все детские садики признали и приняли такой способ воспитания деток, поэтому его можно считать в некоторой степени даже экспериментальным.
Как учимся?
Согласно принципам методики Монтессори, ребенок сам выберет себе средства и методы обучения. Поэтому не ты будешь решать, с чем ребенку можно играть, а с чем желательно подождать или же какие вещи трогать, а от каких руки прочь.
Ребенку для развития необходимо максимальное столкновение с окружающим миром, то есть практика. А рассказывать малышу о том, что можно, а что нельзя и каковы последствия – практически бесполезно. Одно из преимуществ методики Монтессори это то, что ребенка не нужно ни к чему принуждать, ведь малыш будет сам стремиться познать и опробовать что-то новое.
Создать среду
Согласно методике, для ребенка крайне важно создать среду, в которой он будет развиваться и познавать себя самостоятельно. В этом есть что-то похожее на обучение животных в естественной для них среде. Поэтому задача взрослых – организовать пространство для ребенка, в котором он сможет учиться всему новому.
Для малыша важно устроить несколько зон в комнате, в одной из которых он будет развивать свои сенсорные способности, в другой учится самообслуживанию, играя с пластиковым утюгом, наборчиком посуды, в третьей зоне должны быть материалы, развивающие мышление, логику, фантазию и т.д. Дальше понадобятся игрушки и приспособления, которые покажут ребенку основы счета, дадут понятие количества и т.д. Также позаботься о наличии игрушек, развивающих моторику, внимательность и т.д.
Вспомним 10 простых, эффективных советов великого педагога – Марии Монтессори, по общению с детьми.
⠀
1) Детей учит то, что их окружает.
⠀
2) Если ребенка часто критикуют, он учится осуждать других.
⠀
3) Если ребенка часто хвалят, он учится оценивать других.
⠀
4) Если ребенок чувствует, что находится в безопасности, - он учится доверять людям.
⠀
5) Если ребенка слишком часто стыдят , он учится постоянно быть виноватым.
⠀
6) Если ребенка часто подбадривают, он приобретает уверенность в себе.
⠀
7) Если ребенку оказывают поддержку, он вырастет человеком, уверенным в своих силах.
⠀
8) Если ребенок живёт в атмосфере дружбы и чувствует, что кому-то этого не хватает, - он учится находить любовь.
⠀
9) Всегда выслушивайте ребенка и отвечайте на его вопросы или просьбы.
⠀
10) Относитесь к ребенку с уважением, даже если он допустил ошибку. Очень скоро он сможет ее исправить.