Задержка психического развития

Врачи диагностировали у крохи задержку психического развития? Только без паники: все развиваются по-разному.

Представьте: вы приходите со своим малышом на тестирование к психологу, и ваш любимый кроха, такой родной и самый-самый умненький, не может ответить почти ни на один вопрос! Вердикт специалиста — задержка психического развития, или ЗПР.

Задержка психического развития — это частичное недоразвитие высших психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении.

Предупрежден — значит вооружен!

ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью.  Если вовремя начать заниматься с таким ребенком, он может достичь уровня развития обычного малыша его возраста.

Трудно точно сказать, что становится причиной возникновения ЗПР. Это могут быть любые проблемы внутриутробного развития — болезни и стрессы беременной мамы, травмы малыша в животике, курение, алкоголизм, причем не только мамы, но и папы. Неприятности при родах, несомненно, также способны стать виновниками отставания в развитии крохи. Очень важны и первые месяцы его жизни: что его окружало, чем болел, вовремя ли начал сидеть, вставать, ходить. Почва для любых задержек развития — это неблагоприятное окружение в семье: физические наказания, грубость взрослых и т.д. Никто не может расти и развиваться без любви. Помните об этом.

Давайте разберемся

Задержка психического развития бывает разной. Самая неприятная и труднопреодолимая вызвана органическими поражениями мозга.  Клеточки мозга в этом случае (например, если малыш внутриутробно переболел вместе с мамой инфекционной болезнью) как будто „засыпают”. Часть из них можно „разбудить” и заставить работать, а некоторые — уже нет. А если обратиться за помощью к соседним, зрелым клеткам, организм компенсирует дефект развития. Именно по такому принципу работают дефектологи. В случае с ЗПР органического происхождения потребуется и медикаментозное вмешательство, и слаженная работа ряда специалистов на протяжении многих лет.  

ЗПР может развиться у деток, ослабленных бесконечными болезнями. Развитие задерживается еще и потому, что маме просто не до занятий: постоянные больницы, лекарства, врачи и страх за здоровье крохи. Безусловно, такой семье нужна помощь хорошего психотерапевта или психолога, а обучение ребеночка нужно налаживать в условиях больницы или санатория. Но несмотря на такие трудные случаи, все-таки самой тупиковой, по мнению дефектологов, остается ситуация, когда ЗПР спровоцирована у здорового малыша социальным окружением. Очень обидно, когда нормальный малыш начал отстаивать в развитии от невнимания к себе, грубого обращения, отсутствия новых впечатлений.

Тестируемся сами

 Любая задержка развития заметна не сразу, а по мере взросления малыша, когда требования к его достижениям начинают расти. Приблизительно в 2–3 года у внимательной мамы закрадывается подозрение, что „что-то не так”. К 4 годам обычно ребеночка консультирует логопед или невропатолог, редко — дефектолог. В 5–6 лет малыш заметно уступает своим сверстникам в развитии речи, логического мышления, развитииэмоционально-волевой сферы. К сожалению, у родителей не всегда есть возможность показать малыша врачу или дефектологу. Но беспокойство за судьбу крохи все равно есть. Как же понять далеким от дефектологии родителям, что происходит с их маленьким человечком? Как определить самостоятельно, есть ли у него ЗПР? Вот несколько тестов, которые помогут разобраться в этом.

Тест № 1 (наблюдения за крохой на первом году его жизни)

Записывайте все ступеньки развития малыша. Когда он начал держать головку (это должно произойти не позднее 1,5 месяцев, переворачиваться (в 3–5 месяцев, хватать игрушку (в 4 месяца, сидеть (не позже 8 месяцев, вставать (8–10 месяцев, ходить (1 год 2 месяца). Каждая мамочка с нетерпением ждет первых слов крошки: гулить малыш должен уже в 2 месяца, а лепетать — с 6–8 месяцев. Показывать пальчиком на предмет или человека, пытаться слогом или звуком назвать его — в 10–12 месяцев. Первое „мама” вы должны услышать к первому дню рождения малыша.

Если все эти возрастные нормы сильно растянуты, а малыш неэмоционален, долго не узнает близких, у вас есть повод для беспокойства.

Тест № 2 (для малышей 9–10 месяцев)

Хорошим показателем своевременного развития крохи служит игра в прятки. Всем мамам она прекрасно известна. Вы прячете на глазах у ребенка под коробочку игрушку. „Где киска?” — удивляетесь вы. 9-месячный малыш должен с уверенностью первооткрывателя убрать коробочку с игрушки и чрезвычайно обрадоваться находке. Малыш уже „видит” сквозь стены, то есть он понимает, что игрушка не исчезла бесследно. У него формируются простейшие мыслительные навыки.

Тест № 3 (подходит для ребятишек от 1 года до 1,5 лет)

Самое простое, что поможет вам распознать проблему вовремя, — попытаться оценить речевую и двигательную активность малыша. Если кроха с интересом наблюдает за новой игрушкой, пытается схватить ее, попробовать на вкус, радостно „агукает” и тянется ручками к вернувшейся с работы маме, если, играя сам с собой, все время что-то „бубнит” или „мычит” себе под нос, то детское развитие идет, скорее всего, по возрасту. Если активность (в том числе и познавательная) невысока, у крохи нет интереса к окружающему миру, бейте тревогу.

Тест № 4 (для малышей от 2 до 3 лет)

Всем прекрасно известны игрушки, где в отверстия нужно вставлять подходящие по форме фигурки. Если игра малышу незнакома, научите его правильно вкладывать геометрические формы в отверстия. Затем дайте ему возможность самому справиться с задачей. Если даже после многократных проб кроха не справился, не торопитесь с выводами. Стоит обратиться к хорошему психоневрологу или дефектологу.

Тест № 5 (для ребят от 3–5 лет)

Главным критерием оценки хорошего интеллектуального развития малыша в этом возрасте становится речь. Вы можете оценить запас его знаний об окружающем мире, услышать грамматические и звуковые неточности, определить уровень понимания обращенной к нему речи, всех тонкостей и оттенков смысла. Полностью такую диагностику должен проводить логопед, но кое-что сделать под силу и родителям. Попросите малыша объяснить, что такое пылесос, компьютер, закат, гроза, транспорт. Поймете ли вы его объяснения? Конечно, маленький кругозор ребенка — это еще не показатель наличия у него ЗПР, но стоит обратить на него внимание.

Тест № 6 (для ребятишек 5–6 лет)

Ограничимся самыми яркими признаками отставания:

Счет.  Ребенок должен не только уверенно считать до десяти, но и выполнять простейшие вычислительные операции на сложение и вычитание. Поиграйте: положите на свою ладошку три шарика, покажите их малышу, пусть сосчитает. Сожмите руку в кулак и спрячьте за спину. За спиной переложите шарик из одного кулака в другой и покажите малышу ту же ладошку, но уже с двумя шариками. Вторую руку держите в кулаке перед ребенком. „Как ты думаешь, сколько шариков в кулаке?” Посчитав два оставшихся шарика, ребенок должен уверенно сказать, что в кулаке спрятан один шарик. Если ему трудно сосредоточиться на задании, поспешите к специалистам.

Форма и размер.  Ребеночек уже в 3 года понимает, где „один”, а где „много”, где нарисован круг, а где треугольник, где большое яблоко, а где маленькое. Если в 5 лет ребенку трудно даются эти понятия, он не может запомнить названия геометрических фигур, цифры, буквы — есть все основания предполагать у него ЗПР. Также ребята с ЗПР не умеют в 5 лет правильно собирать пирамидку из 8–10 колец.

Цвета и оттенки.  В 2 года кроха уже в состоянии находить предметы одного цвета, а в 3 года — узнавать и называть основные цвета: красный, синий, желтый. Представляете, каково малышу, если ему уже 5 лет, а цветов он не знает? В садике смеются, мама сердится, а дедушка только руками разводит. А что делать, если малыш просто не может запомнить и отличить цвета один от другого? Надо помочь ему. Никогда не поздно это сделать — ни в 2 года, ни в 6 лет.

В 5–6 лет и продуктивная деятельность много расскажет нам о малыше. К ней относятся рисование, лепка, конструирование, то есть все виды деятельности, где ребенок самовыражается. Стоит волноваться, если 5–летка все еще рисует „головоногов”, то есть людей без туловища, бесконечные „каляки-маляки”, а при выполнении мелкой работы его пальчики дрожат, нажим на карандаш слабый. Обычно и координация движений оставляет желать лучшего.

Если это ЗПР

 Родителям не стоит стесняться этого диагноза, ведь данная проблема поддается коррекции: из десяти детей в группе у восьмерых этот диагноз к школе снимают.

Итак, что делать, если задержка психического развития не вызывает сомнений? Родители такого малыша имеют право на зачисление в специальную группу для детей с ЗПР. Туда набирают не более 10 -12 человек. Помимо дефектолога с ребятами занимается логопед.

Детей регулярно обследуют специалисты. В их задачи входит развитие мышления, памяти, внимания ребят, обучение сюжетно-ролевой игре, общению, правильной речи. Большое внимание уделяют работе с родителями.

Золотые правила

 1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат.

2. Необходимо видеть не только слабые стороны малыша с ЗПР, но и сильные, сохранные стороны всей его личности. Такие стороны есть всегда.

3. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, то есть привлекать к обучению и лечению разных специалистов.

4. Необходимо уважительное, доброе отношение к особым детям. Чувства ребенка, вызванные насмешками или осуждением окружающих, не менее сильные и глубокие, чем у остальных ребят.

 

        


Методические рекомендации учителя-дефектолога родителям  
детей с задержкой психического развития.

1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов
деятельности, таких, как приготовление еды, уборка, одевание, раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете,  
видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.  
2. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией.  
3. Говорите, используя пра вильно построенные фразы,  
предложения. Ваше предложение  должно быть на одно—два слова  длиннее, чем у ребенка. Если ваш  ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять  
их двух слов.  
4. Задавайте открытые вопросы.  
Это будет стимулировать вашего  
ребенка использовать несколько  
слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что мальчик делает?» вместо «Мальчик играет?». Если ребенок затрудняется  в ответе, задавая вопрос, используйте слово ‹или›. Например: «Мальчик прыгает или бегает?›.  
5. Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была  
возможность подумать, прежде чем говорить и отвечать на вопросы.
6. Слушайте звуки и шумы, которые нас окружают. Скажите  
ребенку: «Послушай, как лает со
бака, а вот шумит ветер» и т.д.   
А потом спросите: ‹Что это?». Это может  быть лай собаки, шум ветра, мотор самолёта, шелест листвы, журчание ручейка и т.д.  
7. Расскажите короткую историю. Затем помогите ребенку ее же
рассказать вам или кому-нибудь  
еще. При затруднениях задавайте
 ребенку наводящие вопросы.  
8. Если ребенок употребляет все го лишь несколько слов, помогайте  ему обогащать свою речь новими словами. Выберите пять- шесть слов (части тела, игрушки,  продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте,  что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите пять-шесть новых слов. Продолжайте добавлять
 слова до тех пор, пока ребенок не узнает большую часть  
предметов окружающей жизни.  
Занимайтесь каждый день.  
9. Если ребенок произносит пред ложение, содержащее только одно  слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте  цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч»,  
последовательно научите его говорить «большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.  
10. Большинство занятий проводте в игровой форме. Работа с  ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание. Не забывайте – лучше учить ребенка, играя с  ним.  
11. Ребенок с нарушенным развитием нуждается в согласованных  действиях родителей и специалистов. Наиболее высокие результаты развития и адаптации особого
 ребенка достигаются при сочетании семейного воспитания и  комплексной помощи специалистав. Отсутствие одного из этих  факторов значительно сужает  перспективы развития ребенка.  
12. Изучите всю доступную для  
вас специальную литературу по  
этому вопросу. Сейчас в Интернете достаточно много сайтов,  на которых специалисты дают  рекомендации и проводят консультации.  
13. Найдите единомышленников – неравнодушных родителей,  
воспитывающих таких же проблемных детей, поддержка вам необходима.  
14. Научитесь терпению, поднимать, что ваш ребенок особенный,  обычные методы воспитания с  пониманием, принуждением и нотациями вам точно не подойдут.  
15. Переключитесь на ребенка.  
Понаблюдайте за ним. Заведите  
дневник наблюдения, показывайте его периодически специалистам.   
16. Старайтесь самостоятельно  
работать с ребенком по советам  специалистов. Перестаньте его  
опекать, давайте самостоятельность, но под контролем, так как  полная свобода действий тоже  не решит проблему.  
17. Оставайтесь всегда позитивным, создайте ребенку атмосферу  комфорта, радости от учения, стимулируйте его мотивацию к учению, но не сюсюкайте.
18. Постоянно общайтесь, разговаривайте с ребенком, давайте  возможность отвечать на простые вопросы, которые требуют размышления, вдумчивости.. 

Всегда надо помнить, что ЗПР – это диагноз, а не приговор на всю жизнь. Только от совместных  усилий родителей и специалистов учреждения зависит дальнейшее развитие ребенка.