Тактильные ощущения и мелкая моторика.

Тактильные ощущения очень важны для развития ребенка. Всего через 8-9 недель после зачатия, у вашего малыша возник первый признак чувствительности – тактильная ( кожная ) чувствительность. После рождения ребенок ощущал прикосновения всей поверхностью своего тела. Любая мама, ухаживающая за своим чадом, берет его на руки, смотрит в глаза, гладит по головке и ручкам, разговаривает, целует. Такими простыми действиями она стимулирует  тактильные ощущения своего малыша.  Малыш растет, « находит » свои ручки и начинает пользоваться ими. С этого момента получение тактильных ощущений происходит через руки, и на первое место выходит сочетание «вижу-трогаю-чувствую». Накопив некоторую информацию об окружающем мире, малыш может изменить сочетание «вижу-трогаю-чувствую» на «трогаю-чувствую-осознаю». Именно это сочетание необходимо развивать и стимулировать у ребенка.         

Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи, мышления, памяти, а также хорошо влияет на нервную систему – успокаивает малыша, помогает научиться концентрировать внимание. Тактильные ощущения помогают ребенку составить свое представление о свойствах предметов и материалов, стимулируют развитие познавательных навыков.

                                                      Кусочки ткани.       

Дотрагивайтесь до ручек и ножек малыша различными по фактуре тканями (бархат, атлас, шелк, хлопок и др.).        Вырежьте полоски или квадратики из этих тканей и вкладывайте в ручку ребенка, проводите по ножкам, животику. Обращайте внимание младенца на его части тела.    

   Выкладывайте ребенка на различные поверхности – махровое полотенце, шелковый платок, фланелевая пеленка, вязаная кофта и т.п.      

  Когда малыш научится держать предметы в руках, давайте ему кусочки разных тканей.     Мамины украшения.        По чаще надевайте себе на шею яркие бусы, платки, шарфы или елочный дождик. Держа ребенка на руках, разрешайте ему трогать эти украшения. Малыш сможет узнать о качествах и свойствах разнообразных предметов.                                                            Трогаем предметы.  

       Дайте ребенку возможность пощупать, потрогать предметы, сделанные из разных материалов. Это могут быть еловые ветки, мягкие игрушки, бумажные салфетки, металлическая посуда и т.п.        Не давайте предметы и игрушки с мелкими деталями, которые малыш может отломать, оторвать, проглотить или «спрятать» в нос или ушки.

                                                        Бассейн для пальчиков.  

       Если ребенку больше 10 месяцев, сделайте малышу сухой «пальчиковый бассейн». В глубокие миски насыпьте разные крупы, фасоль, горох и поставьте перед ребенком.    

   Внимание! Ребенка до 3 лет нельзя оставлять одного вместе с мелкими предметами, крупами. Слишком велик соблазн попробовать « на зубок ».  

     Позвольте ему опустить туда руки. Такая игра полезна и для развития тактильных ощущений, мелкой моторики, и для массажа пальчиков. Позже, после года, на крупе можно рисовать пальчиками.

                                                       На улице.     

   Гуляя, разрешайте малышу трогать песок, камни, листья, деревья, траву. Обязательно называйте предметы, до которых дотрагивается ребенок.

                                                   Хватаем предметы.   

     Побуждайте ребенка хватать предметы, а затем потихоньку отбирайте их у него, осторожно вытягивая из рук. Важно, чтобы малыш крепко держал такой предмет. Учите малыша брать и отдавать предмет.

                                                         Помпоны.  

       Очень хорошо подходят для развития пальчиков кисточки и помпоны из ниток. Дайте кисточку из ниток или небольшой помпон в ручки ребенку. Он будет перебирать пальчиками нитки и через какое-то время поймет, что может шевелить пальчиками поочередно.

                                                 Освободи пальчики.    

   Намотайте не туго нитки или носовой платок на пальчики ребенка. Малыш будет  пытаться освободить ручку, стараясь шевелить пальчиками.  

     Такие игры помогают развить зрительно-моторную координацию, тактильные ощущения и мелкую моторику. Хорошо развитая мелкая моторика нераздельна со связной  речью. Игрушки с наполнителями, мячи, карандаши. К 8-9 месяцам ребенок учится брать предметы не всей ладошкой, а кончиками пальцев, у него развивается так называемый «пинцетный захват». Предложите малышу маленькие мячики, неотточенные карандаши, а также игрушки с наполнителями, например, самодельные мешочки, наполненные крупой или мелкими шариками.        Такие игрушки способствуют развитию мелкой моторики, тактильной чувствительности.