Как семья влияет на развитие речи ребенка?

           Некоторые родители ошибочно думают что речь их малыша развивается сама по себе, т.е. самостоятельно, без специального воздействия. На самом деле, все навыки правильной речи приобретаются в семье. Речь ребенка формируется на примере родных ему людей.

           Родители должны знать, что подражание- это врожденный рефлекс. И очень важно,чтобы ребенок с раннего возраста слышал правильную и отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь.

           Мои рекомендации родителям и близким, учавствующим в воспитании малыша:

1. Приучите вашего ребенка смотреть прямо на говорящего. Присматриваясь, он легче перенимает артикуляцию произносимых слов.

2. Говорите с ребенком в умеренном темпе, правильно, громко, не искажая сказанных слов.

3. Чаще обращайтесь к ребенку, побуждайте его вам отвечать.

4. Новые и незнакомые слова старайтесь переодически повторять, так они быстрее войдут в обиход малыша.

5. Недопустимо говорить искаженно, подражая детской косноязычной речи т.е. нельзя с ребенком "сюсюкаться", такое мнимое панибратство только вредит развитию правильной речи.

6. Создайте в семье благоприятную развивающую речевую среду:

-совместно рассматривайте картинки, книги,игры, заучивайте стишки, пересказывайте рассказы и сказки, побуждайте ребенка к диалогу, к постоянному общению.

-помните, речевой активности способствует способствует развитие пальчиковой моторики,ведь рука ребенка- дополнительная речевая зона;больше рисуйте,лепите, собирайте пазлы,шнуруйте, работайте с мелкими предметами.

Родители все члены семьи, должны знать: Красивая и правильная речь это половина успеха в жизни человека. Уделяйте как можно больше внимания речевому развитию ваших детей.

                                                                                                                                                                                          

         Если у ребенка общее недоразвитие речи?

         Общее недоразвитие речи (ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех речевых компонентов (при нормальном слухе и сохранном интеллекте). Что же это за компоненты?

  • Лексика (смысловая сторона речи, слова ребенка)
  • Граммстрой (грамматически ли правильно соединяет слова в предложения).
  • Звукопроизношение (нарушено произношение звуков)

При ОНР различают 3 уровня.

         1-й уровень – «молчуны» - это неговорящие дети или дети у которых словарь до 20 – 30 слов, в основном лепетные слова, часто общаются с помощью жестов или мимики. Фраза отсутствует.

         2-й уровень – зачатки общеупотребительной речи, дети общаются короткими элементарными фразами, словарь бедный.

         3-й уровень – на фоне сравнительно развитой развернутой речи наблюдаются некоторые лексико – грамматические ошибки.

         Дети «молчуны» должны заниматься индивидуально с логопедом с трех лет, дети второго и третьего уровня – с 4-5 лет. После 7 лет коррекция речи крайне затруднена. Требуют от ребенка огромных волевых усилий. Это из-за утраты в 7 лет особой восприимчивости  («синзетивности») коры головного мозга. По этому речевую коррекцию (исправление) рекомендуют производить в дошкольном возрасте. А активный словарь можно расширять в любом возрасте. Запомните, речь – это «зеркало» нашего интеллекта, речь необходима для полноценного общения с окружающими нас людьми. Внимательно следите за развитием речи своих детей.