ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ В ВОССТАНОВИТЕЛЬНОМ ЛЕЧЕНИИ И РЕАБИЛИТАЦИИ БОЛЬНЫХ ДЦП

В арсенале относительно новых, "высокотехнологичных” средств реабилитации, используемых в реабилитации больных с различными формами детского церебрального паралича (ДЦП), все более прочные позиции занимают методы, основанные на использовании компьютерных программ. Применение компьютеров в реабилитационном процессе может быть весьма многогранным и обширным, но прежде всего это развивающие и обучающие компьютерные игры, ставшие одним из методов коррекции интеллектуальных, двигательных и речевых дефектов.

Основной целью применения развивающих компьютерных игр является стимуляция интеллектуальной деятельности ребенка, формирования и совершенствования его высших психических функций: внимания, памяти, пространственных и конструктивных представлений, речи, логического мышления. Кроме того, компьютерные игры необходимы для развития быстроты реакции ребенка, а также его манипулятивной деятельности (включая мелкую моторику).

ДЦП, связанное с ранним поражением центральной нервной системы, часто сопряжено не только с двигательными расстройствами, но и с серьезными проблемами в развитии эмоционально-волевой и интеллектуально-познавательной сфер, задержками психического, психоречевого развития. Нередко искажается развитие личности ребенка, что выражается в нарушении восприятия себя и других, неадекватности самооценки, не проработанности представлений о себе, формировании многочисленных защитных комплексов и т.д., сопровождается серьезными проблемами в межличностном общении со сверстниками и в семье. Наиболее приемлемой для таких детей следует признать систему "КИД/Малыш”. Каждая компьютерная игра является также дополнительным средством диагностики эмоционально-волевого, личностного развития ребенка, т.к. любая компьютерная игра очень наглядно позволяет проследить ее "обратную” связь с ребенком. В игре проявляются дополнительные нюансы психологического состояния ребенка, зачастую ускользающие при традиционных методах обследования психологом. Это позволяет специалисту уточнить картину имеющихся нарушений, прогнозировать ее дальнейшее течение, более целенаправленно определить пути коррекции, а также соответствующую методологию.

Отдельное место среди компьютерных игр занимают "социальные” компьютерные игры, моделирующие ситуации в магазине, метро, на улице и т.д., что позволяет ребенку-инвалиду адаптироваться к той или иной незнакомой жизненной ситуации. К сожалению, на компьютерном рынке эти игры еще не получили должного распространения. На определенном этапе овладения ребенком компьютерными навыками надо стараться подключать к играм родителей, по отношению к которым ребенок выступает в роли инструктора и наставника. В данных условиях он может чему-то научить родителей, в чем-то оказывается лучше их, что чрезвычайно важно для психической и эмоциональной реабилитации.

У некоторых детей с эмоциональной неустойчивостью компьютерные игры позволяют снять раздражение, недовольство жизнью и окружающими, что благотворно влияет на их дальнейшее поведение. У детей с ограниченными физическими возможностями, но с сохранным интеллектом в результате компьютерной игры снижается ощущение физической неполноценности: в игре он может то, что в жизни ему недоступно. Компьютерные игры позволяют не только развивать ребенка, обучать его чему-нибудь, но и эффективно снимают раздражительность, состояние повышенной нервозности, дают прекрасную эмоциональную разрядку.