Советы для родителей

Ни для кого не секрет, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления!!!

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

ВНИМАНИЕ!!!

Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под контролем взрослых!

Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни. Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в «обе стороны», то есть по очереди обеими руками.

Упражнения из повседневной жизни

  • Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку
  • Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую
  • Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку

Помощник

Я крупу перебираю

Мамочке помочь хочу.

Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

  • Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи
  • Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям
  • Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от «Киндер-сюрприза». Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку
  • Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов — указательным и большим пальцами в другую миску
  • Изготовление гирлянд, бус.
  • Продевание тесьмы в дырочки.

Оборудуйте вашему ребенку «изоуголок», где он будет с интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую моторику рук. В «изоуголке» разместите пластилин, глину (для самых маленьких — соленое тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды, матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, для папье-маше, цветные восковые мелки.

Для развития тактильных ощущений рекомендую следующее упражнение. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.  А также выкладывайте буквы из различных материалов. Это требует от ребенка усидчивости и терпения, развивает навыки выполнять действия по заданному образцу. Сначала взрослый рисует или выкладывает букву-образец, и знакомит с ней ребенка. Ребенок должен скопировать букву из предложенного материала. В дальнейшем выкладываются простые слова и дошкольник учиться их читать. Используйте: семена, мозаику, мелкие орешки, пуговицы, кусочки бумаги, веточки, толстые нитки.

Буквы

«Буквы из мозаики

нравятся и зайке,

И ежу, и мишке-

Вот они малышка.»

Слово

«Буква «К» съедобная

Из печенья сдобного.

Буква «У» из желудей,

Что в шкатулочке моей.

Буква «З» готова

Из семян фруктовых.

«Я» из пуговок сложили,

Слово «Кузя» получили.

Кузя милый наш щенок,

Приглашает нас дружок.»


Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д

Грецкие орехи прекрасны как тонизирующее и оздоровительное средство.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Орехи
"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".

«Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.»

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

Используйте также шестигранный карандаш, перекатывая между двух ладоней или пальцами одной руки.

Карандаш

«Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.»

 

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

Учитель-реабилитолог ЦСРДИ в г. Горловка

Шапошник С.М.

Продолжение следует!

Категория: Мои статьи | Добавил: Центр (16.11.2011)
Просмотров: 962 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: